Fri06072012

Last update04:56:42 AM GMT

Font Size

Profile

Layout

Menu Style

Cpanel
Back Экстернат Материалы Документы ИЗ “ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ГБОУ ВСОШ №90”. Экстернат

ИЗ “ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ГБОУ ВСОШ №90”. Экстернат

  • PDF
Индекс материала
ИЗ “ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ГБОУ ВСОШ №90”. Экстернат
1
2
3
Все страницы

 

Совершенствование экстернатной формы обучения как инструмент развития и повышения эффективности функционирования ГБОУ ВСОШ №90.

 

Одним  из главных резервов, рычагов, ресурсов  Развития ГБОУ ВСОШ №90 является  дальнейшее совершенствование ускоренных форм обучения вообще и конкретно - экстернатной формы обучения, эффективно развивающейся в нашей школе с 1995 года. Названная форма обучения подвигла работников школы переформатировать названную форму в своеобразный "субъект деятельности" как учащихся, так и педагогов, гибкую структуру, своеобразное автономное подразделение.  Подразделение, функционирующее по отдельному расписанию; со своей спецификой оценкой знаний, которая освобождает учащихся от ежедневного страха получения двоек. Сама жизнь заставила педагогам найти собственные, для нас такие новые формы обучения в вечерней школы, как: зачётно-консультационные семинары, лекции, сконцентрированные в предметно-временные блоки,  течение которых заканчивается итоговыми промежуточными экзаменами, которые можно спокойно пересдать. Такая форма обучения, помимо всех иных прелестей,  позволяет школьникам уже в стенах школы познакомиться с вузовскими формами работы, почувствовать тот самый вольный, но вместе с тем интенсивный вузовский дух ускоренного обучения. Такие занятия проводятся в специально отведённые дни и часы.

Это обстоятельство позволяет развести учёбу учащихся вечерней школы и экстерната - так все называют описываемое структурное подразделение.  Но как же можно с одной стороны объединить, а с другой - развести, по своей сути, две разные школы? Ответ прост. Данные модификации облегчаются благодаря специфике как самой структуры, так и форм функционирования "школы  открытого  образования", "школы для взрослых", "вечерних школ".

Сопоставление учебных планов позволяет выделить следующие основные отличия содержания образования дневной и вечерней школ.

1.     Звено начального обучения выведено за рамки планов учреждения вечернего (сменного) образования. Это является пережитком представлений того периода, когда практически все дети получали начальное образование. Сегодня, по данным средств массовой информации, свыше миллиона детей школу не посещают. Со временем неизбежно встанет вопрос о качестве их социализации, о начальном обучении, как исходном социализирующем звене. Если не будет создана какая-либо новая образовательная структура, адекватная этой проблеме (а предпосылок к этому пока не видно), то из всех типов учреждений общего образования к решению такой задачи наиболее готова именно школа взрослых.

2.     В сфере основной школы опущены предметы «Музыка», «Изобразительное искусство», «Физическая культура», «Технология», «Черчение». Еще острее эта же тенденция просматривается в звене среднего образования. Усеченный вариант вечернего образования делал его реально доступным для занятой части населения. Образовательные потребности социально и профессионально определившихся людей в большинстве случаев укладывались в рамки такого урезанного содержания. С изменением возрастного состава школы взрослых ситуация принципиально изменилась, так как безработным подросткам, как и их бывшим соученикам дневных школ, жизненный выбор еще только предстоит, и потому образование необходимо в полном объеме. Законодательного признания эта проблема пока что не получила и органы образования на местах, более реально ощущая ее социальное значение, по возможности приближают учебные планы вечерних школ к дневным, вводя предметы этой группы в учебные планы за счет вариативной части или собственных резервов.

3.     Сокращен максимальный объем учебной нагрузки. Предусмотрено специальное время на консультации и прием зачетов, принимающих в школе взрослых более глубокое дидактическое наполнение.

Базисный план и Примерные учебные планы для очной, заочной и сессионных форм обучения утверждены Минобразованием в 1998-1999 гг. Школы могут вносить в них необходимые коррективы, исходя из местных условий, полнее реализовывать школьный компонент, применять наиболее подходящие для своего контингента формы обучения, которые должны быть зафиксированы в школьном Уставе."

Обозначенная специфика предоставляет возможность более эффективного использования времено'го ресурса. Грубо говоря, - в неделю в вечерних школах высвобождается целы "свободный", "лишний" день для дополнительных занятий, а двухсменный режим работы также предоставляет дополнительные возможности для организации успешного функционирования  экстерната.

Из создавшегося временного цейтнота школа взрослых может вывести своих учащихся, только выстроив разнородные образовательные услуги не линейно, а параллельно во времени, и максимально обеспечив возможность ускоренного продвижения по каждой образовательной ветви. Юридической основой для такого варианта учебного процесса служит положение Закона об образовании Российской федерации о праве граждан на параллельное получение образования.

Как видно из приведенной выше образовательной программы, учащимся школы взрослых предлагаются варианты параллельного получения общеразвивающей (общекультурной) подготовки, подготовки допрофессионального (любительского, бытового уровня), профессиональной подготовки в различных вариантах (краткосрочные курсы, длительное обучение в учебно-производственном комбинате), обучение в старших классах одновременно с занятиями на первых курсах техникумов и вузов и т.п.

Параллелизм общеобразовательной, общекультурной и профессиональной подготовки, значительно сокращающий общее время социализации, в ряде случаев может и должен быть дополнен качественной интеграцией общего и профессионального образования.

Этому служат профильные классы, где общее образование ориентировано на конкретную рабочую профессию («бизнес-класс», «класс автодела» и т.п.), а так же спецкурсы, интегрирующие профессиональную и общеобразовательную подготовку («Химия деревообработки», «Физика слесарного дела» и т.п.).

Как показывает опыт инновационных школ взрослых, общеобразовательная подготовка разного уровня так же может осуществляться параллельно. Например, очные занятия в предпоследнем классе средней школы могут сочетаться с самостоятельным изучением программы выпускного класса в рамках экстерната. Учащиеся, намеревающиеся после школы поступать в вуз, совмещают обучение в старших классах с обучением на подготовительных курсах.

Таким образом, вечерняя школа превратилась в полифункциональное учебное заведение, выполняющее разнородные функции: осуществление всеобщего среднего образования работающей молодежи и взрослых, сочетание общего среднего образования и профессиональной подготовки, расширение общего культурного кругозора и удовлетворение познавательных потребностей учащихся, подготовка к поступлению в техникумы и высшие учебные заведения.

Экстернат в сфере общего образования. В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" граждане Российской Федерации имеют право на выбор формы получения образования. С учетом потребностей и возможностей обучающихся общеобразовательные программы могут осваиваться в форме экстерната.

Экстернат предполагает самостоятельное, в том числе ускоренное, освоение общеобразовательных программ по отдельным предметам, классам, курсам основного общего и среднего (полного) общего образования с последующей аттестацией в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях. Для экстерната, как и для других форм получения начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в рамках конкретной общеобразовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.[1]