Fri06072012

Last update04:56:42 AM GMT

Font Size

Profile

Layout

Menu Style

Cpanel
Back Профцентр САО Организация системы психологического сопровождения предпрофильной подготовки учащихся

Организация системы психологического сопровождения предпрофильной подготовки учащихся

  • PDF

Начало XXI века школа встретила осознанием необходимости преобразований, соответствующих современным социально-экономическим условиям. В рамках модернизации образования в 2002 году была принята концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Эта концепция в очередной раз актуализировала задачу конструктивной подготовки учащихся к осознанному выбору профиля обучения с последующим профессиональным самоопределением. Появилось понятие предпрофильной подготовки в основной школе, которая включает в качестве обязательного, профориентационный компонент.

В методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебном процессе в условиях модернизации образования (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27 июня 2003 г. №28-51-513/16) подчеркивается, что масштабность задачи перехода на профильное обучение требует разработки и применения комплексной модели психолого-педагогического сопровождения, включающей всех субъектов: учащихся, родителей, педагогов, значимых сверстников.

Таким образом, профилизация образования ведет не только к качественным изменениям структуры и содержания учебного процесса, но и заставляет переходить к технологиям, более полно учитывающим возрастные способности и потребности учащихся старшей ступени обучения. Это неизбежно требует изменения содержания психологической профориентационной работы. Она должна создавать условия для осознания учащимися своих возможностей, развития самосознания.

Старший школьный возраст – период формирования жизненных планов и перспектив, представлений о будущей профессии, уровне образовательного роста. Это возраст активного формирования ценностных ориентаций и установок, когда подростку очень важна помощь в осознании жизненных перспектив, в том числе и образовательных . Обращенность в будущее является главной чертой старшеклассника, жизненные цели, перспективы составляют «аффективный центр» юношеской жизни. Но это не означает, что это возрастное новообразование «вызревает» само собой, повинуясь неким возрастным законам развития. Напротив, подростки и юноши испытывают огромные субъективные трудности при определении своих жизненных целей и перспектив .

И.С. Кон отмечает, что не всем дается легко формирование временной перспективы – нередко обостренное чувство необратимости времени сочетается в юношеском сознании с нежеланием замечать его течение, с представлением о том, будто время остановилось . Установка (как правило, неосознанная) на продление «эпохи моратория» с ее весельем и беззаботностью не только социально вредна, но и опасна для самой личности. Огромные проблемы возникают у старшеклассников и при попытке совместить ближнюю и дальнюю перспективы своего развития; многие подростки и юноши не хотят или не могут самостоятельно решить, чего же они хотят в жизни.

Таким образом, наличие жизненных перспектив необходимо для развития и усиления «Я» подростка, формирования жизнеспособной личности, обладающей достаточными внутренними ресурсами для успешного взаимодействия в социуме. В этом смысле предпрофильная подготовка, предлагаемая концепцией профильного обучения, психологически вполне обоснована.

Один из важнейших аспектов профильного обучения заключается в ориентации на развитие способности к самостоятельному построению образовательного маршрута и развитию качеств субъектности ученика. Важно, как сам учащийся ответит на вопросы: Чего хочу? Что могу? Что от меня ждет общество?

В условиях введения в школе предпрофильной подготовки и профильного обучения большое значение имеют выработка новых и совершенствование имеющихся средств психологической поддержки выбора учащимися направления образования.

 

Решением проблем профилизации стало создание системы психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки в рамках ГОУ ВСОШ №90.

Основная цель психологического сопровождения предпрофильной подготовки – оказание поддержки учащимся в принятии решения о выборе профиля обучения, решение проблем, связанных с выбором образовательного маршрута, самоопределением и саморазвитием.

Важно, чтобы не возникало сразу стремления редуцировать эту деятельность до выбора определенной профессии. В этот промежуток времени необходимо определить главным образом предпочтения учащихся. Поле образовательно-профессионального выбора должно быть максимально широким, позднее, в 10-11 классах, оно сужается до ориентации на конкретную профессию.

 

Задачи:

 

  1. Способствовать осознанному выбору учащимися дальнейшего пути обучения с опорой на свои возможности.

  2. Помочь учащимся 8-9 классов в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, проблемы самоопределения и саморазвития.

  3. Повышение мотивации обучения.

  4. Развитие психолого-педагогической компетентности педагогов, психологической культуры учащихся, родителей.

В рамках данной системы педагоги-психологи отделения осуществляют следующие виды деятельности:

  1. Профконсультационная работа. Данный вид работы проводится в течение учебного года со всеми учащимися восьмых и девятых классов. Профконсультация состоит из двух основных частей: компьютерного тестирования и консультации с психологом. При тестировании используется компьютеризованный тестовый комплекс и «Эксперт+образование». Комплекс позволяют провести анализ интересов, личностных качеств и способностей учащихся. Они включают три блока: первый блок диагностирует сферу интересов, второй представляет собой задания на оценку уровней развития различных способностей, а третий блок ориентирован на выявление личностных особенностей. Тесты включают в себя разные вопросы: это и решение задач, и выбор наиболее привлекательных альтернатив, оценка объектов по заданным параметрам, выбор вариантов. По окончании компьютерного тестирования учащийся получает распечатку с результатами. В распечатку входит индивидуальный графический профиль с результатами по каждому измеряемому тестом качеству (шкале), списки наиболее подходящих профессий, развернутые текстовые интерпретации результатов.

По результатам тестирования проводится консультация с психологом. Рассмотрев подробно результаты тестирования, он может ответить на следующие вопросы:

  • Какой профиль обучения является наиболее приемлемым для данного учащегося.

  • Какие направления образования являются наиболее приемлемыми (с позиции способностей) для успешного обучения, развития и построения карьеры.

  • Какие специальности являются опасными из-за возможности возникновения профессиональных и психосоматических заболеваний.

 

  1. Психологическая диагностика, коррекция и консультирование по вопросам снижения учебной мотивации, оценке психофизиологических особенностей.

Основные направления:

  • как построить оптимальный процесс обучения, рассчитать допустимое количество нагрузок без вреда для здоровья для конкретного ученика;

  • какой наиболее адекватный способ запоминания материала при обучении и построения самостоятельных занятий дома, типы оперативной и долговременной памяти и способы наиболее эффективного ее использования в обучении;

  • как развивать такие необходимые для успешного обучения личностные качества как дисциплинированность, трудолюбие, стрессоустойчивость, самоорганизацию, умение поставить цель и другие.

По итогам диагностики психолог готовит рекомендации для учащихся, педагогов и родителей, организует консультативные встречи с ребенком, совместно с автором запроса планирует работу, направленную на решение проблем ребенка. Коррекционно-развивающая и консультативная работа проводится по запросу и по итогам психологической диагностики.

 

  1. Цикл выступлений с методическими рекомендациями на педсоветах, совещаниях, методических объединениях. Цель: консультирование педагогов по вопросам, связанным с обучением, взаимодействием, психологическим развитием лицеистов.

 

  1. Активизирующая программа «Ориентир» (для учащихся 9 классов). Для того чтобы способствовать профессиональному самоопределению подростков осуществляется проведение цикла занятий по профориентационной активизирующей программе «Ориентир». Целью программы «Ориентир» является активизация процесса формирования психологической готовности учащегося к выбору профиля обучения и профессиональному самоопределению. Программа состоит из отдельных профориентационных упражнений и игр, что допускает возможность их вариативного использования.

Основной результат таких занятий: развитие у подростков умения анализировать свои психологические характеристики, аргументировано высказывать свою точку зрения, осознавать свои ожидания, взгляды и отношение к своей профессиональной карьере, расширение представления о мире профессий.

 

  1. Курс тренинговых занятий «Твой выбор» (программа психологического сопровождения предпрофильной и профильной подготовки учащихся 9-10-х классов).

Данный курс ориентирован на развитие всех интегральных личностных характеристик, но особый акцент делается на формирование профессиональной направленности. Результаты после прохождения курса: умение объективно оценивать свои резервы и способности к продолжению образования по определенному профилю; умение осознанно осуществлять выбор дальнейшего образовательного маршрута, соответствующего своим склонностям и интересам; готовность нести ответственность за сделанный выбор.

 

О некоторых качественных показателях эффективности сложившейся системы психологического сопровождения предпрофильной и профильной подготовки учащихся можно говорить уже сейчас. Во-первых, за два года существования этой системы у учащихся повысилась активность обращения по вопросам выбора профиля обучения. Это свидетельствует о повышении интереса к себе, своим особенностям, а значит – переходе на более высокий уровень самосознания. Во-вторых, проведенные диагностика и анкетирование показывают, что профессиональные интересы, самостоятельный выбор предпочитаемых учебных предметов как профильных становится все более дифференцированным и обоснованным. Большинство учащихся может самостоятельно адекватно оценить свои интересы, способности и уровень знаний, необходимый для обучения на выбранном профиле.

Дополнительными критериями эффективности работы отделения также являются:

  1. Возрастание интереса к учебе у учащихся (повышение мотивации обучения в профильном классе).

  2. Адекватная самооценка учащихся, снижение уровня школьной и самооценочной тревожности. Эти данные подтверждаются лонгитюдным исследованием динамики школьной тревожности учащихся девятых классов при переходе в 10-й профильный класс.

  3. Осуществление осознанного профессионального выбора большинством учащихся в рамках профильного обучения.

Таким образом, квалифицированная помощь психолога учащимся в осознании профессиональных предпочтений в новой системе предпрофильной подготовки и профильного обучения в рамках ГОУ ВСОШ №90 помогает подросткам понять свои психологические особенности и соизмерить их с требованиями будущего профиля обучения, а в дальнейшем и будущей профессии.

Окружной (СА) центр профессиональной ориентации может предлагать комплексную программу, цель которой – помочь молодому человеку сделать осознанный выбор своего профессионального пути.

 

Одним из приоритетных направлений в работе центра является организация занятий по дисциплинам научно-технического профиля, экономической грамотности, а также разнообразные профориентационные мероприятия (экскурсии на предприятия и в образовательные учреждения профессионального образования, круглые столы, конференции, научные сообщества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования), способствующие расширению кругозора учащихся, их подготовке к полноценной жизни и работе в современном обществе.

 

В целях оптимизации профориентационной работы в городе Москве специалистами Городского центра профессиональной ориентации была разработана Комплексная система поддержки личностного и профессионального самоопределения учащихся

 

В целях совершенствования модели системы профориентации в городе Москве:

 

  • Разработана единая система взаимодействия участников профориентационной работы: школы, колледжи, центры занятости, работодатели;

  • организовано сетевое сообщество для специалистов, занимающихся профориентационной работой на портале Единая Образовательная Информационная Среда;

  • проводятся конференции, учебно-методические семинары, круглые столы и лектории.

В Центре проводятся индивидуальные консультации, во время которых сотрудники Центра помогают посетившим определить направление их будущей деятельности, подыскать нужное учебное заведение, получить конкретную информацию об интересующей профессии. Приемные индивидуальные консультации осуществляются для следующих групп населения:

  • - учащиеся общеобразовательных учреждений

  • - подростки «группы риска»

  • - родители

  • - дети с ограниченными возможностямиздоровья

  • - воспитанники школ-интернатов и детских домов.

I. Информационная часть.

1. ВВЕДЕНИЕ.

Во время проведения лекции с учащимися важно обсудить, во-первых, основные правила выбора профессии с учётом существенных факторов; во-вторых, акцентировать внимание на необходимости осознанного подхода к ситуации выбора, на принятие ответственности за результаты выбора, в-третьих, показать необходимость самопознания, чтобы выбранная профессия (специальность, сфера деятельности) соответствовала индивидуальным особенностям человека.

Анализ перспектив современного рынка труда показывает, что в ближайшем будущем, когда сегодняшние подростки начнут свой профессиональный путь, очень большое значение приобретут такие черты личности, как, например, готовность учиться, постоянно получать новые знания и умения, навыки общения, готовность трудиться, направленность на достижение результата, самостоятельность, ответственность и т.д.

Начать лекцию можно со следующего:

«Как вы уже поняли, сегодня мы с вами будем говорить о профессиях.

Мир профессий огромен, их насчитывается более 40 тысяч, причем ежегодно появляется около пятисот новых и столько же исчезает или видоизменяется.

Слово "профессия" происходит от двух латинских слов: "professio" - официально указанное занятие, специальность и "profiteor" - Объявляю своим делом. Слово это, как, впрочем, и многие другие термины, многозначно.

Профессия – род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником существования.

Зачастую проблема выбора профессии возникает в жизни не один раз. Наиболее рано профессиональное самоопределение происходит в искусстве, наиболее поздно - в сфере политики и науке.

Требования, предъявляемые профессиями к человеку.

Когда молодой человек выбирает себе профессию, его интересует, чтобы его профессия пользовалась популярностью у работодателей не только сегодня, но и через 10-20 лет. Это называется стабильностью спроса на профессию.

Наряду с “вечными” профессиями – строитель, врач, учитель и т.п., актуальными становятся транспортная, химическая индустрия, высокие технологии, связь, коммуникации, новые профессии на стыке традиционных, управление экономикой, социальная сфера. Одновременно для профессиональной успешности на современном этапе развития общества личностные качества, коммуникативные умения, мотивация человека на труд, готовность к непрерывному повышению своего профессионализма, к переменам приобретают большее значение, чем традиционно понимаемый объём знаний.

Показателем стабильности спроса на профессию является количество рабочих мест по той или иной специальности, имеющихся на разных предприятиях района и области. Достижение цели зависит от желания человека, целеустремленности и воли.

Основные факторы или условия выбора профессии являются аспектами обоснованного профессионального плана, в котором учтены интересы, способности, состояние здоровья, способности выбирающего профессию и потребности общества в кадрах.

Условно, эти составляющие формулы профессий можно обозначить как "хочу", "могу", "надо".

"Хочу" - (интересы и склонности).

Интерес - стремление к познанию какого-либо предмета или явления, желание изучать его.

Склонности - стремление заниматься какой-либо определенной деятельностью. Интересы и склонности могут совпадать и не совпадать друг с другом, могут быть направлены к одному, нескольким, многим видам деятельности.

"Могу" - (способности, состояние здоровья).

Способности - индивидуальные способности человека, обеспечивающие успешность выполнения какой-либо деятельности, легкость усвоения и овладения данной деятельностью, творческие возможности человека.

"Надо" - (потребности общества в кадрах).

Обществу нужны специалисты разных профессий. Выбирая профессию, нужно согласовывать свой выбор с потребностью общественного производства в кадрах. Сочетание этих трех важных аспектов при обдумывании профессионального плана поможет определить оптимальные пути выбора профессии для каждого человека, что крайне важно для сложившихся на сегодняшний день условий рынка труда.


Общая структура профессионального образования в области

Профессию можно получить в различного рода учебных заведениях в зависимости от того, кокой уровень профессионального образования вы выбираете:

Профессиональное образование бывает начальным, средним и высшим.


Начальное профессиональное образование – представлено лицеями, профессионально-техническими училищами, которые дают рабочую специальность.


Среднее профессиональное образование позволяет стать специалистом среднего звена по большинству профессий исполнительного или творческого класса. Среднее профессиональное образование можно получить, имея основное общее, среднее (полное) общее или начальное профессионально образование.

При этом, если человек уже имеет среднее (полное) общее или начальное профессиональное образование, то получить среднее профессиональное он может по сокращенным ускоренным программам.


Высшее профессиональное образование представлено государственными и негосударственными ВУЗами. При выборе негосударственного учебного заведения необходимо проверить лицензии, аккредитации и аттестации учебного заведения. Без указанных 3-х документов диплом учебного заведения не даёт общегосударственных гарантий трудоустройства.


Где можно получить информацию о профессиональных образовательных учреждениях.

Сведения об учебных заведениях, осуществляющих профессиональное обучение, можно получить:

  • в справочниках для поступающих в учебные заведения;

  • в телефонных справочниках;

  • в компьютерных информационно-поисковых программах в сети INTERNET;

  • в рекламных объявлениях;

  • в библиотеках;

  • в ОППК;

  • в центрах занятости;

  • в беседах с представителями учебных заведений и преподавателями;

  • при встречах с учащимися и выпускниками;

  • при личных посещениях учебных заведений.

Обсуждение наиболее надежных источников получения информации. Обсуждение сомнительных источников получения информации.


II. Диагностика профессиональных предпочтений и построение личного профессионального плана.

  1. Проведение группового тестирования по методике мини-Голланда.

  2. Интерпретация результатов, беседа о типологии личности и сфер деятельности по Дж. Голланду.

Описание типов личности в теории ДЖ. Голланда

Реалистический тип (R) – предпочитает реалистические карьеры, работу с какими-то конкретными объектами труда и механизмами более чем с людьми. Обладает механическими и инженерными способностями, любит работать с инструментами и машинами, получает удовлетворение от конкретных результатов своего труда. Управленческие навыки и навыки общения с людьми, как правило, низки. Испытывает трудности в выражении себя, донесения своих чувств и мыслей до других.

Исследовательский тип (I) – ориентирован на науку и научную активность. Обладает математическими и исследовательскими способностями. Получает больше удовлетворения от решения абстрактных проблем, чем перевода их в практическое действие. Предпочитает больше работать с идеями, чем с людьми и предметами. Не расположен к лидерству, избегает монотонных физических или иных действий. Не ощущает дискомфорта в ситуации неопределённости и не любит строго структурированную деятельность с множеством правил.

Артистический тип (А) – предпочитает работать в артистической среде, которая предлагает много возможностей для самовыражения через художественные средства. Проявляют незначительный интерес к проблемам, которые требуют серьезной организационной подготовки для их решения, или применения значительных усилий, предпочитая те, которые могут быть решены через самовыражение в артистической сфере. Наслаждается созданием творческих работ, имеет хорошее воображение, творческие способности.

Социальный тип (S) – предпочитает социальные карьеры, ориентирован на взаимодействие с людьми, любит помогать людям, решать их проблемы. Хорошо самовыражается и выражает себя с другими, любит внимание и ищет ситуации, позволяющие ему быть в центре внимания группы. Избегает деятельности, где нужны механические повторяющиеся действия.

Предпринимательский тип (Е) – деятельность, связанная с влиянием на людей, организация их на решение определённых задач. Обладают лидерскими и ораторскими речевыми способностями. Ориентированы на соперничество, часто демонстрируют словесную агрессию. Получают удовлетворение от возможности быть в центре внимания, событий, убеждать других в своей точке зрения. Высокие притязания на власть и материальное богатство. Весьма ценят лидерские и экономические способности, деловые качества, эстетически слабо развиты.

Традиционный тип (Е) – предпочитает работать с данными и сведениями, вести работу по переработке и систематизации информации. Склонен к порядку, стремится упорядочить и структурировать окружающую действительность. Избегает сфер деятельности, связанных с убеждением людей. Чувствует себя комфортно, принимая роль участника определенной структуры. Обладает счётными и конторскими способностями.

3. Беседа о типичных ошибках при выборе профессии.

Окончательное решение о выборе профессии каждый человек принимает самостоятельно. Существует два типа ошибок:

  1. следование чужим советам, выбор за компанию;

  2. выбор близлежащего ВУЗа или внешне привлекательной, престижной профессии;

  3. отсутствие существенной информации о профессии или специальности, незнание своих личных особенностей и особенностей характера и т.п.


Тренинг «Формирования временной перспективы будущего».

 

 

Актуальность программы:

 

Обращенность в будущее является главной чертой старшеклассника, жизненные цели, перспективы составляют «аффективный центр» юношеской жизни. Но это не означает, что это возрастное новообразование «вызревает» само собой, повинуясь неким возрастным законам развития. Напротив, подростки и юноши испытывают огромные субъективные трудности при определении своих жизненных целей и перспектив.

И.С. Кон пишет, что если число ребят, озабоченных своим настоящим «Я», в 13-14 лет практически одинаково, то в старшем подростковом и юношеском возрасте резко увеличивается озабоченность своим будущим «Я». Он также отмечает, что не всем дается легко формирование временной перспективы – нередко обостренное чувство необратимости времени сочетается в юношеском сознании с нежеланием замечать его течение, с представлением о том, будто время остановилось. Установка (как правило, неосознанная) на продление «эпохи моратория» с ее весельем и беззаботностью не только социально вредна, но и опасна для самой личности. Огромные проблемы возникают у старшеклассников и при попытке совместить ближнюю и дальнюю перспективы своего развития; многие люди, и молодые, в частности, с большой тревогой и опасениями смотрят в завтрашний день, не хотят или не могут самостоятельно решить, чего же они хотят в жизни.

Таким образом, наличие жизненных перспектив необходимо для развития и усиления «Я» подростка, формирования жизнеспособной личности, обладающей достаточными внутренними ресурсами для успешного взаимодействия в социуме.

Для того чтобы получить представление о движущих силах, определяющих формирование жизненных целей и перспектив, проанализируем проблемы, которые выделяет П.А.Шавир, возникающие у подростков и юношей в связи с предстоящим жизненным профессиональным самоопределением.

Первую группу образуют проблемы, связанные с осознанием общественного и личностного смысла намечаемого пути. Это размышление о престиже данной профессии, ее перспективности и общественной значимости, о творческом характере труда в данной отрасли. Возникновение этих проблем свидетельствует о том, что наряду с непосредственно действующими мотивами (интересы и склонности), появились смыслообразующие, по А.Н.Леонтьеву, мотивы.

Вторая группа проблем, встающих перед учащимися в процессе формирования профессиональных намерений, связана с осознанием своего соответствия избираемой деятельности. Социальная ситуация развития ранней юности обусловливает необходимость осознания собственных качеств и возможностей в связи с задачей определения профессионального и жизненного пути. Субъективно эта потребность нередко переживается как стремление понять свое призвание, разобраться в возникающих колебаниях и сомнениях.

Самосознание в юности все в большей мере начинает быть формой саморегулирования человеком своей жизнедеятельности, фактором, способствующим формированию личности. На основе развивающегося самосознания возникает поиск смысла жизни, в процессе которого старшекласснику нужно сориентироваться в большом потоке противоречивых требований, с которыми приходится и придется столкнуться в будущем, и оценке своих возможностей.

При создании данной программы мы придерживались теоретических положений, согласно которым, опорой человеку в разработке стратегии жизнедеятельности становится осмысленное знание о собственных желаниях и возможностях, о ресурсах собственного развития и о способах обеспечения эффективного взаимодействия с окружением.

Включая эти знания в процесс своей жизни, в построение отношений с другими людьми, человек становится подлинным субъектом своей активности. Такая активная позиция в жизнедеятельности предстает как развертывающийся многоаспектный процесс личностного самоопределения.

Осознание уникальности и неповторимости своей жизни, ее целостности и необратимости может способствовать сознательному выбору средств, способствующих реализации ценностей человека.

Занятия в группе тренинга дают возможность для проявления серьезного отношения к своей жизни, выработке собственной позиции, развивают умения планирования и достижения поставленных целей, способствуют осознанию необходимости самореализации.

Одной из задач тренинга является осознание событийности человеческой жизни. Работа в группе способствует осознанию авторства этих событий, принятию ответственности за их включенность в нашу жизнь. Совместная работа в группе способствует осознанию своих желаний и ценностей, исследованию и реализации собственных ресурсов, развитию рефлексии по поводу своей жизни, развитие умения сотрудничества с другими.

Целью программы является психологическая помощь одаренным подросткам в определении жизненных планов, прояснении временной перспективы будущего, и в итоге, продвижения в плане понимания содержания своего личностного развития, самоопределения, в обретении собственной идентичности.

Задачи:

  1. Формирование и развитие установки на самопознание и саморазвитие.

  2. Развитие адекватного понимания себя.

  3. Развитие навыков и умений, необходимых для преодоления затруднений в учебе, общении.

  4. Развитие способности видеть перспективу своей будущей жизни, формировать жизненные планы;

  5. Формирование профессиональных намерений и установок на последующие шаги самоопределения.

Структура программы:

Программа реализует следующую идею: содействие появлению осознанности, целенаправленности (что в системном взаимодействии порождает качества личности, характеризующие человека как субъекта активности: самостоятельность, инициативность, ответственность, относительная независимость от воздействий среды) и конструктивности в решении проблем, возникающих при обращении подростков к осмыслению разных сторон своей жизни: своему прошлому, и тому, какими они хотят быть и как им жить.

I «Я и другие».

Осознанно управлять жизненными ситуациями позволяет: сформированность системы ценностей, рефлексивных способностей, опыт привычной активизации и опыт сотрудничества.

Цель, которую мы преследовали, включая данный блок в нашу программу: развитие коммуникативной компетентности и овладение разными формами и методами общения, развитие навыков и умений, необходимых для преодоления затруднений общении, а также осознание старшеклассниками своих возможностей в этой области, необходимой во многих видах деятельности.

II. «Я и мое будущее» (самостоятельность; жизненные планы и профессия).

При создании этого блока мы придерживались положения А.К. Осницкого, согласно которому психологическую основу самостоятельности составляет хорошо сформированная система саморегуляции деятельности. Опираясь на эти представления, мы получаем более целостное определение самостоятельного человека, как человека с освоенными умениями саморегуляции, позволяющими организовать и реализовать целенаправленную деятельность, человека, осознающего свои задачи и цели, успешного, ответственного и уверенного в выборе профессии.

Благодаря развитию и совершенствованию у подростков системы саморегуляции формируются умения: ставить цели и определять наиболее актуальные из них; удерживать цели длительное время, связывая их с организацией собственных усилий; анализировать условия и выделять наиболее значимые для достижения поставленной цели; выбирать способы действий и организовывать их последовательную реализацию; оценивать промежуточные и конечные результаты деятельности, подбирая для этого наиболее подходящие критерии оценки; исправлять допущенные ошибки.

Собственная активность подростка, сформированность у него субъектной позиции позволяет целенаправленно, сознательно, активно осуществлять поиск профессии и подготовку к ней. Фактором профессионального развития является внутренняя среда личности, ее активность, потребность в самореализации (Л.М. Митина)